О ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ
ЯЗЫКЕ
Церковнославянский язык – драгоценное наследие, воспринятое
нами по традиции от наших предков вместе с благодатными
дарами Святой Православной Церкви. Созданный святыми
Кириллом и Мефодием именно для того, чтобы стать словесной
плотью богомыслия и молитвы, этот мощный, образный,
величавый язык является для нас священным, никогда
не употребляемым в быту для выражения житейских нужд.
На нем совершается таинственное общение каждого православного
христианина с Богом.
К сожалению, нынешнее поколение оказалось отторгнутым
от вековых традиций русской культуры. Русский литературный
язык, один из существенных факторов русского самосознания,
пережил жестокую реформу, а питавший его на протяжении
многих веков живительный церковнославянский был выведен
за рамки школьного образования и преподавался только
в малочисленных духовных учебных заведениях. В результате
изменилась иерархия языковых ценностей, нарушена цельность
мировосприятия, которая отличала православное сознание,
в умах многих людей разорвана кровная связь русского
литературного языка с церковнославянским, и мы с трудом
внимаем языку священных книг.
Наши предки понимали обучение чтению как первый шаг
к богопознанию. Веками многие поколения русского народа
осваивали родной язык по церковнославянской грамоте.
Душа ребенка, постигавшего азы родной речи по церковному
букварю или Псалтири, с ранних лет навыкала Богодухновенным
глаголам, настраивалась на восприятие Божественного
учения. В одном из древних изданий Часослова в наставлении
любомудрому читателю сказано: «Чесому тонкое детство
обучено бывает, того дряхлая старость неудобь оставляет:
ибо учащением дела обычай восприятый и многим временем
нрав утверждейся, естества имать силу. Темже всеприлежно
блюсти подобает православным своя чада, да не сквернословию,
срамноглаголанию и суетному велеречию от младенства
научаются, яже суть душегубительна... Молитва есть
глаголание к Богу, чтение же Божия к вам беседа: егда
ты чтеши, Бог к тебе беседует, а егда молишися, ты
беседуеши с Богом, и есть твоя молитва Ему жертва
приятная, тебе же пособие сильное в трудех и во брани
с демоном... ».
Созданный по наитию Духа Святого церковнославянский
язык, изначала имеющий вероучительное назначение,
призванный выражать богословские истины, молитвенные
движения души и тончайшие оттенки мысли, учит нас
понимать духовный смысл вещей и событий; всем своим
строем и духом язык нашей Церкви возвышает человека,
помогая ему взойти от обыденности в сферу высшего,
религиозного чувства.
История постижения русским церковно-религиозным сознанием
глубины смысла Ветхого и Нового Завета неизменно сочетала
в себе две тенденции: стремление полно и точно воспроизвести
оригинал священных книг и стремление сделать их понятными
для русского человека.
|